Ведущиеся в Москве с 1993 года по программе Правительства столицы работы по архитектурному освещению фасадов объектов мало коснулись ландшафтной архитектуры города, хотя в первом утвержденном концептуальном проекте «Генеральная схема светоцветового оформления города» нами была выделена потенциально богатая комплексная ландшафтная тема «Свет над Москвой-рекой». Она была реализована в 1994-2000гг. лишь фрагментарным (далеко не всегда удачным) освещением мостов и ряда зданий на набережных, к сожалению, как «штучных» объектов, без предварительной светоансамблевой проработки. Между тем, необходимость такой проработки очевидно необходима именно на набережных, днем воспринимаемых в виде единых и репрезентативных столичных панорам, которые вечером должны стать не менее цельными и представительными светопанорамами. В ряде пр
Дизайн парковых фонарей в ЦДРА
Сайдинг у региональных дилеров: . Подробнее. Островки зелени в городе, называемые зонами отдыха или рекреационными, играют более активную роль, нежели загородные пейзажи, поскольку они доступны даже группам малоподвижных жителей ~ пенсионерам, инвалидам, детям. КПД этих территорий значительно возрастет, если гулять на них вечером станет не только безопасно, но и приятно. Эту функцию может с успехом выполнить декоративное освещение зеленых насаждений, элементов благоустройства, малых форм и окружающих зеленые островки сооружений. К сожалению, в Москве и в других российских городах освещение вышеперечисленных элементов, да и сами элементы в виде разнообразной палитры архитектурных форм и зеленых насаждений практически отсутствуют. Поэтому в данной области нужно говорить не только об освещении как способе формирования «параллельного» визуального мира, но и об элементарном, но качественном оборудовании рекреационных территорий «городской мебелью» и устройствами типа подпорных стенок, лестниц, пандусов на естественном или создаваемом рельефе - со встроенным освещением. По нашему убеждению, вся «мебель» и элементы благоустройства в парках, садах, скверах, жилых дворах должны быть светонесущими (с учетом антивандальных и прочих требований), чтобы исключить или сократить необходимость установки типовых светильников сомнительного дизайна на опорах или подвесах, являющихся во многих случаях чуждыми композиционными элементами ансамбля. Подобное принципиальное новшество - включение раздела «Наружное архитектурное освещение» в состав проектов строительства важных градостроительных объектов - утверждено распоряжениями мэра Москвы в 1995 и 1996 годах. Развертывающаяся в столице программа «Наш двор, наш подъезд» обречена на «кастрированное» решение без эстетики освещения, которой профессионально никто не занимается. Ведь двор - часть жилой среды, уличное продолжение квартиры, где пенсионеры и дети проводят немалую часть времени в вечернее время. Но уютом и привлекательностью интерьерного освещения дворы пока не обладают.
Световой ансамбль Храма царицы Хатшепсут в скале Дей-эль-Бахари
Примером крупномасштабной светопанорамы, когда-то поразившим меня. был ночной Кейптаун с высоты птичьего полета на черно-белой фотографии 60-х годов. Гигантская Столовая гора, освещаемая снизу группами мощных прожекторов, стала эффектным фоновым «задником» городу, амфитеатром спускающемуся к одноименной бухте со сходя щимися в центре светящими ручейками и реками улиц и магистралей. Аналогичное по композиции, но более скромное по масштабу зрелище представляла в 70-е годы вечерняя панорама Тбилиси с освещенными руинами цитадели V века Нэрикала на гребне господствующего над старым городом Сололакского хребта. Или светопанорама испанского города Куенко, здания которого «вырастают» прямо из скал, и свет прожекторов объединяет застройку, ущелье и гору, подчеркивая причудливость созданного природой и человеком рельефа. Гористый пейзаж и в других городах ~ Баку. Ереване, Алма-Ате, Сан-Марино, Афинах, Будапеште - способствовал спонтанному формированию обозреваемых с высоких видовых точек завораживающих ночных панорам, напоминающих опрокинутое звездное небо или тлеющие во тьме угли громадного костра. Вода и небо послужили главными пейзажными элементами «космической» светопанорамы Чикаго, получившей название «световой танец» в юбилейные дни 75-летия фирмы IBM в 1989 году (по проекту свето-дизайнера Д. Муни). Создание величественных, экзотических или романтических ландшафтно-световых композиций как вида массовых зрелищ, в которых творчески используется богатый сценографический опыт театра, цирка, эстрады и современные светотехнические средства, ~ основное направление в светотехнической интерпретации городского освещения. Другая, альтернативная и более редкая его ветвь, - минимальная трансформация природной световой среды - была использована Ле Корбюзье при проектировании комплекса Капитолия в Чандигархе: он запретил вечернее освещение вокруг озера, за исключением полускрытого «бивуачного» подсвета газонов, чтобы видеть в воде отражение звездного неба (к сожалению, сведений о сохранности этой идиллической идеи мы не имеем). Такой прием естественно сокращает масштабы воспринимаемого пространства -глаз плохо видит в темноте, но приносит другие ощущения - таинственности или некоторой, щекочущей нервы, опасности. В мрачноватом, без фонарей (в 70-е годы), парке в Паланге немногие слабо освещенные поляны или кроны деревьев, отражавшиеся в зеркале пруда, воспринимались как солнечное откровение. Однако, учитывая современную социальную атмосферу, для таких решений нужны соответствующие условия, чтобы идущее от темноты атавистическое, а в ряде ситуаций и реальное чувство опасности не подавляло желания наслаждаться красотой ночного пейзажа. Ведь в нормальной обстановке, например, в Финляндии, по свидетельству Э.Лампи. хорошее освещение не только городских садов и парков, но и пригородного ландшафта рассматривается как практический способ «вытащить» горожан на лоно природы, поскольку ежедневное время отдыха основной массы активного населения приходится на вечер.
Сад музея им. А.С. Пушкина на Пречистенке
Нам пока еще трудно соперничать с солнечным светом по масштабности, эффектности и главное, разнообразию пейзажных панорам в рассветные, полуденные и закатные часы, особенно в городах, соседствующих с горами или морем. Эти панорамы, обязанные свету, о котором 40 лет назад великолепно писал Дж. Саймондс в книге «Ландшафт и архитектура», могут служить вдохновляющим примером для образно-ассоциативного творчества в искусстве вечернего освещения городского ландшафта. При этом обнадеживает одно объективное преимущество: если природный свет нам неподвластен, это дар Божий, который лишь в какой-то мере можно учесть при формировании ландшафтных композиций, искусственный свет рукотворен и управляем по всем параметрам. Техника освещения интенсивно развивается, и неразумно игнорировать имеющиеся возможности в создании «параллельного» дневному вечернего визуального мира, который должен быть, и рано или поздно будет, не менее прекрасным, чем дневной. Тем более, что здесь нетрудно обеспечить невозможную для дневных условий (ибо солнце прекрасному и уродливому на земле «внимает" равноценно) адресность создаваемых для восприятия ситуаций - от грандиозных ночных светопанорам, предназначенных для всех горожан, до дискретных, камерных, рассчитанных на персональное восприятие светоцветовых композиций, «вырывающих» из контекста темной среды фрагменты пейзажа, часто не привлекающие днем особого внимания, - цветник или валун, куст или дерево, садовую скамью или лестницу на рельефе.
Ландшафтно-световые композиции как самостоятельные и самоценные объекты зрительного восприятия, которые могут сотворить архитекторы, светодизайнеры, инженеры средствами современной техники, потенциально имеют широчайший диапазон по всем параметрам - по масштабам залитых светом территорий и характеру светового рисунка в зрительном кадре, по времени экспозиции этого кадра и его соотносимости с наблюдателем, по эмоциональному характеру светоцветовой композиции и ее жанру, по степени дискретности каждого создаваемого светопространства или светового ансамбля и взаимосвязанности его с другими в окружающей среде и т.п.
Светопанорама Чикаго - "световой танец"
Искусство освещения городского ландшафтаЛандшафтные элементы - зелень, вода и рельеф -сохраняются и создаются в городе для его экологии и красоты. Электрический свет применяется для обеспечения визуального комфорта в темное время суток, т.е. для зрительной экологии, а также для эстетики городской среды. Синтез ландшафта и освещения может дать при определенных условиях чудесные результаты, но используется он у нас пока крайне редко и лимитирование, особенно для формирования эстетических характеристик.
/ / / Искусство освещения городского ландшафта
Искусство освещения городского ландшафта :: Ремонт квартир, ремонт офисов, евроремонт, перепланировка
Комментариев нет:
Отправить комментарий